Владимир Погодин (logpoint) wrote,
Владимир Погодин
logpoint

Category:

Про образование в Англии и у нас

Побывав в школах Англии, я нашёл для себя ответы на два вопроса.
Первый - почему в Москве стремятся использовать образовательные модели из Англии.
Второй - почему у нас не получается это сделать.

Английские школы оргкультурно очень интересны. С одной стороны, удалось прикоснуться и ощутить все четыре основные культуры школ - иерархическую, результативную, органическую и партнерскую. С другой стороны, все эти оргкультуры носят на себе отпечаток культурной направленности системы образования. Я эту направленность ощутил как результативную с намёками на веру в потенциал человека. Это ещё не безусловная вера, как в Финляндии, но четкий вектор ощущается. Поэтому все четыре культуры, которые я обнаружил, с «результативным» флером - там стремятся управлять поведением, там сильна автономизация, мало взаимодействия, не очень много обсуждают, вполне эффективно и много трудятся, держат результаты в постоянном фокусе внимания. Воочию пронаблюдал внутреннюю позитивность отношений здоровой результативной культуры, открытость и ростки заботы о человеке. В общем, бери и делай, в чем проблема.

Проблема у нас в том, что мы не можем взять вектор в сторону человека. Наш вектор неумолимо смотрит в сторону системы, инструкций, регламентов, отчетов и безусловного применения власти. Поэтому даже когда внедряется модель результативной культуры, как в Москве, это движение спиной вперёд. Культура московского образования смотрит не в будущее, а в прошлое. Не в человека, а в систему. Поэтому наряду с многочисленными артефактами результативной культуры силён дискурс неуважения к человеку, его низведения на подчиненный уровень. Поэтому «открытый департамент» выливается в систему обюрокраченных селекторных совещаний, которые администратору попробуй не посмотри. Поэтому усиливается вмешательство сверху и появляются все новые артефакты контроля системы отношений администраторов и педагогов, педагогов и учеников, от контроля записей в электронном журнале до рейтинга «надёжности». Поэтому так силён страх администраторов, что они потеряют работу, что по сути страшно именно выкидыванием из системы, и вот они вцепляются зубами и руками, лишь бы остаться. Слышали бы вы, с каким юмором говорят руководители в Англии о перспективах возможного увольнения за невыполнение целевых показателей. В этом юморе - спокойная уверенность людей, работающих много, но не кладущих себя на жертвенный алтарь.

Как метко заметила Людмила Рождественская, «советская гордость за непонятно что» - одна из основных проблем в нашем образовании. И вот это жертвенное служение, вера в собственную непогрешимость, отсутствие готовности развиваться и действительно прислушиваться к человеку (в частности, к ученику и учителю) - то, что есть у нас и практически не заметно у них. Спокойная гордость за свою работу и чувство внутреннего достоинства работников образования Англии в самых разных культурах считываются. Униженность, вечное недовольство и латентная готовность беспрекословно слушаться распоряжений тех, кто громче прикрикнет, не считываются.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments