Владимир Погодин (logpoint) wrote,
Владимир Погодин
logpoint

Category:

О двух направлениях школьной культуры

В школе, ориентированной на человека, верят в его личностный потенциал и опираются на него, организуют гибкую среду для проявления выбора всех образующихся, в результате чего учение и обучение индивидуализируются для каждого школьника и учителя, образовательный результат также индивидуален и выстроен на осознании своего выбора и принятии ответственности за него.

В школе, не ориентированной на человека, не опираются на его личностный потенциал, делая попытки организовать процесс формирования личности, часто жёстко прописывают как этапы процесса, так и необходимые результаты, подгоняют всех под единые требования, нередко ограничиваясь профилизацией в качестве эрзаца выбора, а также настаивая на постоянном мониторинге результатов труда учеников и учителей, выстраивая по ним выводы о результатах образования.

В школе, ориентированной на человека, люди внимательны друг к другу, а их отношения и взаимодействие выстроены на взаимном уважении, принятии и доверии. Здесь умеют слушать других, принимая их чувства, и говорить о себе, не боясь показать собственную уязвимость, так как именно в ней таится немалый ресурс к раскрытию собственного потенциала. Здесь редко опираются на авторитет власти, предпочитая авторитет компетентности и договоренностей. В этой школе комфортно и учиться, и учить, и просто находиться.

В школе, не ориентированной на человека, часто пользуются языком неприятия, объективирующим человека и пытающимся его исправить, применяя к нему властные воздействия. Формы этого языка - инструкции, безусловные к выполнению, угрозы, длительные расспросы, нотации, навязчивые подсказки, поучения, осуждение, насмешки, обидные замечания, формальные сочувствие или похвала. В результате существование в такой школе - это постоянная оборона и "закаление напастями", замешанное на страхе проявления собственной слабости и проявлениях недоверия.

В школе, ориентированной на человека, допускаемые ошибки рассматриваются как ресурс для творческого переосмысления воспринимаемой действительности и собственных установок. Таким образом, каждая ошибка при соответствующим образом организованной работе над ней позволяет лучше узнать себя и развить свой потенциал.

В школе, не ориентированной на человека, допускаемые ошибки учеников и учителей выступают основанием для негативной оценки и сегрегации. Поэтому ошибки в ней нежелательны и преследуются, и лучшим достижением считается типовая безошибочная работа, выполненная в соответствии с внешними требованиями. Нередко ошибки рассматриваются как признак слабости или неполноценности, от которого нужно поскорее избавиться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments