Владимир Погодин (logpoint) wrote,
Владимир Погодин
logpoint

Смена режима

Погоня за рейтингом, в которую сейчас увлеченно играет система московского (и не только) образования, выводит на первый план конкретные управленческие ценности, в частности, воспитание конкурентности, готовности жить по внешне определяемым правилам, принимать их за свои правила, а также в любой момент быть готовыми мобилизироваться, то есть функционировать в условиях постоянного аврала.

Будучи принятыми в школе, подобные ценности ведут к переключению локуса контроля на экстернальный, снижению внутренней мотивации администраторов и педагогов и следующему за этим понижению качества образования, которое вполне может сопровождаться увеличением некоторых контролируемых показателей.

Со временем рейтинги по необходимости уточняются, поддерживая и развивая ручную управляемость, правила переформулируются, включая правила нарушения этих правил, и система входит в заколдованный круг нарастания напряженности и снижения внутреннего смысла деятельности.

Интересно, что эти жернова вертятся, пока бюрократизация и формализация упомянутых механизмов и увеличившегося количества правил не зафиксирует систему в некотором состоянии "имитации приемлемой эффективности". Отличительная особенность этого состояния - все больше позитивных отчетов, как правило, не соответствующих реальному положению дел и/или объективным критериям эффективности. Другая особенность - всеобщий крик "оставьте нас в покое с вашими инновациями" и возврат к "исконным" ценностям.

Системе образования переход в новое состояние даст возможность не перегреться и временно снизить градус накала, а также восстановить в некоторых местах действительно работающие педагогические практики без жесткого контроля результативности. Режим имитации эффективности может длиться сколь угодно долго, пока система не окажется перед угрозой недостижения даже целей имитации, и дальше наступает кризис и переход в следующий авральный режим.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments
Система - главное слово. И учителя не признаются, что их устраивает быть винтиками этой системы (иначе я не понимаю, почему они остаются в ней).
У тех, кто остается в этой системе два пути: обманывать себя или обманывать учеников (родителей). Учителя расплачиваются неврозами, родители платят репетиторам (часто - тем же учителям в "свободное от основной работы время").
В каком смысле - почему остаются? А куда им - в бухгалтеры?
А преподавать можно только в стенах школы?
Если у преподавателя такая бедная фантазия, то чему он может научить детей? Если они всего боятся, то какое поколение вырастет на его страхах?