Владимир Погодин (logpoint) wrote,
Владимир Погодин
logpoint

Про интерес и выбор

Все думаю, как связать с выбором те семь основных условий возникновения и развития интереса к учению, про которые говорят Ротенберг и Бондаренко. Поразмышляю немножко.
Первое условие - вовлечение в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний - можно рассмотреть по сути граничным условием свободы и активности выбора учиться. Когда такого поиска нет, выбор становится пассивным и несвободным (но это не значит, что он отсутствует). Ученические вопросы типа "А что делать?" или состояние "Мне скучно" как раз свидетельствует о воспитанной в той или иной мере пассивности.
Второе условие, необходимость разнообразия учебного труда, на мой взгляд, является производным от первого. Однообразные способы действий возникают чаще всего тогда, когда они объяснены, но не открыты. А навязывание этого однообразия с точки зрения "повторения для лучшей усваиваемости" приводит к возрастанию автоматизма и переключению выбора на другое, порой даже не связанное с изучаемым. Думаю, многим знакомо это состояние "отключенности" от процесса, которым занимаешься, когда степень нового в этом процессе сильно снижена.
Четвертое условие - необходимость связи нового материала с ранее усвоенным - Дэвидом Соузой обозначается вопросом "Имеет ли это смысл?". Это условие относится к опоре выбора на предыдущий опыт, любой выбор не возникает из пустоты. Состояние учеников "Нам непонятно", их вопросы о содержательных основах изучаемого свидетельствует как раз о потере смысла с точки зрения связи с ранее усвоенным. Если это состояние будет углубляться, то осознание выбора в таком случае падает, что может привести к ситуации отказа от выбора учиться и, опять же, переключению на другие формы активности.
Третье условие - понимание важности и целесообразности изучения - Соуза обозначает вопросом "Имеет ли это значение?". Это условие относится к обоснованию выбора с точки зрения предсказания будущего, тоже часть осознанности выбора, и достаточно личная. Чтобы выбрать осознанно, необходимо опереться не только на прошлое, но и и на будущее. Другими словами, чтобы совершить осозанный выбор, необходимо задуматься или хотя бы просто ощутить, что будет, нужна хоть какая-то перспектива, которую ученик принимает, причем именно конкретный ученик. Отдельный вопрос здесь об удаленности этого будущего, чем младше ребенок, тем большее значение имеет непосредственная перспектива, но это не значит, что отдаленная перспектива зачеркивается. Продолжающаяся неопределенность будущего, отсутствие опоры на него в выборе приводит к нарастающему чувству протеста и вопросам учеников "Зачем нам это нужно?", "Где нам это пригодится?" или "Почему мне нужно это знать?". Но если ответом на такие вопросы служат дежурные "Потом поймешь" или "Потому что этот материал будет использован в контрольной работе", то и учение будет в значительной степени дежурным, и ученик постепенно разворачивается в сторону от учения.
Пятое условие - трудность, но посильность материала - тоже можно расмотреть в контексте опоры на опыт и ближайшей перспективы. Слишком легкий материал может вызвать отказ от выбора двигаться в его направлении, так как чувствуется, что результат известен заранее, а нового с точки зрения предыдущего опыта не содержит. Наоборот, очень трудный материал, так как опоры на опыт недостаточно, может привести к сомнениям в самой возможности совершить выбор, что тоже может привести к отказу от активного выбора. Другими словами, состояние учеников варьируется от "Мы не хотим" до "Мы не можем". Так как меру посильности соблюсти достаточно трудно, учитель часто выступает в роли некоего "погонщика", который пытается то заставить детей делать то, что они уже умеют, то подталкивает их к тому, чтобы вступить в неизведанное, не имея достаточной базы. И то и другое может дезориентировать ученика и направить его выбор в сторону от процесса изучения материала. Опять же, здесь неявно сквозит первое условие - когда выбор пассивен и несвободен, ученик в случае сложного материала может испытывать страх и будет подчиняться инструкциям учителя, не особенно вдумываясь в суть того, что ему предлагают сделать, по сути демонстрируя выученную беспомощность. Когда воспитан активный выбор, вера в то, что тебе посильно многое, растет, и возможны многократные попытки проникнуть в суть задачи или материала, даже когда на прошлое трудно опереться.
Шестое условие - постоянная проверка и оценка - непосредственно поднимает вопрос осознанности выбора, то есть акцентируется преимущественно на настоящем. Чем явственнее ученик чувствует собственное состояние, движение в изучении нового, тем больше он имеет предпосылок для осознания и углубления своего выбора учиться. Чем больше "подвешен" ученик с точки зрения того, что он на самом деле знает и умеет, тем меньше у него резонов выбирать учиться этому дальше.
Седьмое условие - яркая и эмоциональная подача материала, вовлеченность учителя - дает одну из перспектив - выбор самого учителя. Выбор невозможно навязать, но им порой можно заразить. Дети нередко чувствуют глубинные мотивы действий взрослых, хотя могут не отдавать себе в этом отчета. Мотив учителя, основанный на глубоком восприятии внутреннего смысла изучаемого, его восприятии с точки зрения интеллектуальной и эмоциональной привлекательности, преобразованном в искреннюю увлеченность предметом, часто находит отклик в выборе ученика.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment