Владимир Погодин (logpoint) wrote,
Владимир Погодин
logpoint

Проект "Обучение математике в начальной школе"

Итак, как и обещано, начало проекта духовного, но антигуманитарного :)
Не знаю, будут ли силы его продолжать, надеюсь, что будут. Также очень хочется побольше мнений (и негативных особенно, если они конструктивны) от всех, кто так или иначе заинтересуется, по мере возможности постарюсь отвечать.
Обращаю ваше внимание: обсуждение проекта, кроме первой его части, проходит в закрытой группе. Если вам хочется почитать или покомментировать, а вы остальной части проекта не видите - оставьте мне заявку здесь или в любом другом посте.

Перед тем, как рассуждать об обучении чему-либо, имеет смысл проанализировать составляющие этого обучения и выяснить сам предмет разговора. Всякого рода систематизаций много, мне для изложения проще выделить два основных аспекта обучения. Первый аспект - содержательный - чему мы обучаем, второй - технологический - как мы это делаем. И первый, и второй аспекты условно можно разделить на три составляющих. Содержательный аспект содержит научную, культурную и воспитательную составляющие, технологический аспект содержит методическую, валеологическую и психологическую составляющие. Составляющие эти взаимопроникающие, это не совсем разделение, скорее интуитивно-логическое объединение. Любой урок по любому предмету, не учитывающий хоть одну из этих шести составляющих, будет хромать, а не учитывающий сразу несколько - хромать на все ноги сразу - "одно лечим, другое калечим" или "одному учим, другое забываем".

В силу традиций ли, специфики обучения или чего-то еще, но содержательный аспект обучения разработан сейчас гораздо лучше, нежели технологический. Все знают и норовят предсказать, что должен знать ученик, перечень требований - это чуть ли основное, что должен знать педагог. Ученик у нас много должен: и воспитанным быть, и культурным, и знающим, и чтобы все это одновременно и сразу, и публикаций об этом вагон, только большинство публикаций опять же описывают аспект "что", но не аспект "как". Поэтому по содержательному аспекту я пройдусь кратко, а технологическим аспектом в основном и займусь.

Итак, по порядку.
Научная составляющая для школы, в том числе начальной, разработана наиболее полно и в просторечии называется "государственный стандарт". Отступать от него не только не рекомендуется, но и вредно. Это вовсе не значит, что нужно готовить "стандартных" детей. Минимальной задачей видится в первую очередь полностью удовлетворять стандарту, просто задача: овладеть необходимыми знаниями как можно более глубоко и разносторонне, а сверхзадача - по возможности овладеть теми областями науки, которые традиционно не изучаются в курсе для начальной школы и изучение которых затруднено впоследствии именно потому, что их не изучили вовремя.

На воспитательной составляющей сломано столько копий, что между наконечниками трудно ступать. Наверное, скажу крамольную мысль, но вообще говоря, эта составляющая не видится мне столь суперважной, как ее зачастую преподносят. Мы имеем невоспитанных детей в школах, но, сдается мне, с невоспитанностью в пределах семьи бороться можно, а вот в условиях школы это так или иначе сводится к диктату. Воспитанность зачастую заменяется послушностью. А безусловная послушность - это палка о двух концах, у которой на другом конце куча бомб с часовым механизмом, которые сработают если не в начальной школе, то уж точно в средней и старшей, а то и в институт и на работу переберутся и будут тикать. Как мне кажется, в первую очередь детишкам не хватает умения слушать, а не умения слушаться. Когда они начнут слушать и слышать - себя, товарищей, учителей - тогда придет подлинный уровень воспитанности, основанный на уважении. На этом я данную скользкую тему оставляю, хотя к умению слышать и видеть, поддержанную с помощью технологического аспекта обучения, еще вернусь.

Культурная составляющая очень важна. Я бы ее отнес и в содержательный, и в технологический аспекты, но она как-то не очень хорошо делится. Раз уж мы в городе, возьмем нынешнюю городскую школу. Что первым делом она делает из практически любого ученика? Знающего абитуриента? Вот уж нет, таковых единицы. Мыслящего человека? Ха-ха, этих еще меньше. В первую очередь, как мне видится, она делает из человека горожанина. И если получится (см. воспитательную составляющую), еще и гражданина. Гражданина чего - это отдельный вопрос, его хорошо освещала Княжна в проекте про Империю. Ученики так или иначе отражают и преломляют культурную составляющую тех людей, которых считают учителями. Если учителя тесно связаны с цивилизационным уровнем, если у них развит более-менее их собственный культурный уровень, ученики так или иначе за ними потянутся - по многим причинам, в том числе психологическим. Если, как в случае с начальной школой, мы имеем "учителя-пэтэушника", который не является специалистом ни в чем, потому что специалист во всем, который Бабеля от Гоголя не отличит, потому что ему не нужно, так как это в средней школе изучается - результат будет предсказуем. Но общий уровень культуры учителя - это такая штука, повлиять на которую (особенно в условиях нежелания второй стороны) очень трудно, так что оставим и эту больную тему. О культурной составляющей как части технологического аспекта я обязательно еще скажу.


Продолжение следует...
Tags: Обучение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments