Vladimir Pogodin ([info]logpoint) wrote,
@ 2009-04-04 14:08:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Школьное
Избранные личности восьмого гэ (гимназического) в четверг все время опаздывают на урок. Физкультура у них. Зачем поставили физкультуру пятым уроком, а информатику шестым - вопрос сложный, но объяснимый. Почему опаздывают одни и те же - тоже, в общем, понятно. И вот в очередной раз через пять минут после начала урока заявляется хороший человек с широкой улыбкой, и между нами происходит следующий диалог: Он: "Можно войти?" - и заносит ногу над порогом. Обычно я отвечаю в таких случаях: "Конечно, пожалуйста", а тут вдруг выдал: "Да ни в коем случае!" - и улыбаюсь ему не менее широко. Он: "Э-э..." - и стоит на пороге, улыбка гаснет, переминается. А я, выдержав небольшую паузу и переходя на шепот: "Заползай!". Восьмиклассники мне сразу припомнили мой начальный тест по технике безопасности, где как раз перечисляются наиболее интересные способы входа в учебный кабинет. Но... что-то царапнуло. Вот эта погасшая улыбка, готовность слушаться, с которой была воспринята моя фраза. Царапнуло, но не обговорил, немного жалко теперь.
Вообще интересно - негимназические классы, как правило, более пофигистские, отвязные, но и более радостные. Если удается организовать совместную работу, и у них появляется настроение - возникает атмосфера настоящего сотрудничества, сорадости успехам друг друга. А вот гимназические классы... То ли на них давят больше, то ли они серьезней к этому относятся... Получается общее впечатление детей, занимающихся серьезным делом, а радостной атмосферы не чувствуется, какая-то нота все время свербит на заднем плане. Мне кажется, какой-то их страх, а может, не один. Да-да, учебные успехи налицо. Только кому они нужны, полученные этой ценой.
С девятыми, гимназическим и обыкновенным, провел небольшой эксперимент: выдал задание-алгоритм на самостоятельное выполнение - создание базы данных, и устранился, объяснив, что сейчас не буду мониторить выполнение и сдадут они на следующем уроке. То есть я сижу, но они по алгоритму сами разбираются. Из девятого гимназического задание выполнило два человека, а остальные: "ну, мы потом, вы же сейчас не проверяете". Больше половины негимназического девятого в этих условиях задание сделали. А "потом" так и не настало - на следующем уроке на меня невинно посмотрели и начали выдавать: "а какое задание?", "а мы листочки забыли!", "а можно мы потом принесем?". Получился забавный перевертыш - гимназический класс учится в условиях повышенного давления, хотя принято считать, что заставляют больше не их.



(23 comments) - (Post a new comment)


[info]vfhnsirf
2009-04-04 10:12 am UTC (link)
Да, знания в гимназическом классе может и лучше, но желания учиться точно меньше. Именно из-за нагрузки - они точно знают, что учебы будет много и поэтому сливают все, что теоретически можно слить.

Мне ребенок отчетливо сказал на мой вопрос про уроки, что он делает ровно и только те уроки, которые будут проверять на оценку. И я его понимаю. При такой нагрузке иметь еще учебную инициативу - это почти фантастика.

(Reply to this) (Thread)


[info]_lus_
2009-04-04 10:44 am UTC (link)
Я вообще своим гимназbcтам не перестаю удивляться. Иногда хочется сказать:" Народ, да бросьте вы эту ерунду- я пошутила! Давайте поговорим" Еле сдерживаюсь :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vfhnsirf
2009-04-04 10:48 am UTC (link)
:)
Ну, если судить по ребенку, то разговаривать они умеют. Хотя, кто знает - может это только со мной ребенок разговаривает, а вообще молчит...

(Reply to this) (Parent)


[info]logpoint
2009-04-04 10:58 am UTC (link)
А я вот пришел как-то на замену к седьмому лицейскому. Давайте, говорю, поболтаем о том, что вам интересно. Но подсказок не даю. Молчат. Ну, может, у вас вопросы какие есть? - спрашиваю. Не-а, отвечают, никаких вопросов. Опять спрашиваю: А вам интересно сейчас что-нибудь? Подумали и отвечают: не-а. И смотрят оценивающе - как-то он отреагирует. Ну что ж, говорю, раз вас так замучили, отдыхайте, конечно. После этого многие тихо сидели, уставившись в одну точку. Некоторые тихо переговаривались, как взрослые... Так и "отдохнули".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_lus_
2009-04-04 11:13 am UTC (link)
Замены в принципе совсем другое дело. пока еще чужие дети. Просто если я в своих классах не буду себя останавливать на "а поговорить?" до клавиш дело не дойдет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]logpoint
2009-04-04 11:16 am UTC (link)
Да, у нас тоже иногда не доходит :)

(Reply to this) (Parent)


[info]logpoint
2009-04-04 10:45 am UTC (link)
В моем случае ученики знают, что все, что они сделают, будет оценено. То, что они не сделают, оценено не будет, соответственно, их итоговая оценка в конечном итоге понизится, у нас не усредненные оценки, а накопительные. Т.е. тут не столько "оценочная" антимотивация сработала, сколько "отложенность" процесса. "Можно не делать сейчас - значит, не сделаем сейчас, потому что и так все достали, а в случае чего нас пнут" :) В моем случае они ошибаются - я не пинаю, просто довожу до них перечень вариантов и отдаю ответственность за выбор им. В конце концов, это всего лишь цифирка в журнале :)
Тем не менее, ты права, конечно, ученики стремятся "скинуть" незначимую нагрузку, и это совершенно естественно. Жаль только, что значимость так тесно связана с оцениванием. На мой взгляд, в отсутствие инициативы КПД учения ОЧЕНЬ низок. Что, собственно, и показывают те самые гимназисты, если чу-уточку глубже копнуть.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vfhnsirf
2009-04-04 10:52 am UTC (link)
В принципе, согласна. В целом, пустить на самотек и ждать, когда ребенок начнет учиться на интересе у меня, как мамы, не хватило решимости. тем более видела более одного примера, когда "учиться на интересе" ребенок так и не начал вообще, потому что интерес был реализован в тех областях жизни, где "общепринятые знания" (специально в кавычках - такой иронический термин) не нужны.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]logpoint
2009-04-04 11:12 am UTC (link)
Все опять упирается в то, что у ученика нет толком выбора. Если бы школа могла организовать условия для выбора и воспитывать ответственность за этот выбор, и это было бы не только на бумаге, как оно сейчас обычно случается - "учиться на интересе" стали бы очень многие. Собственно, примеры этому есть - та же Малая школа Поливановой, школа самоопределения Тубельского, некоторые другие частные школы, но их немного. И с "самотеком" вполне тебя понимаю, он в нынешней школе обычно приводит к тому, что человеку становится нужно только пообщаться со сверстниками или порешать свои локальные проблемы, не связанные с учебой. Здесь еще очень интересен ответ на вопрос "Зачем вообще учиться?".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]vfhnsirf
2009-04-04 12:54 pm UTC (link)
Ну, на вопрос "зачем вообще учится" у меня ответ есть. Учиться надо для того, чтобы увеличивать степень своей свободы. Т.е. чем больше человек знает/умеет/может (я сюда включаю не только школьные знания, но и навыки общения, навыки самореализации и самопознания пр.), тем в больших областях он сможет найти себе применение, тем больше у него шансов реализовать себя наиболее удачным для себя способом.

Надо ли для этого учиться именно в школе? В принципе, нет. Хотя в российском обществе отсутствие аттестата изрядно сужает перспективу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]logpoint
2009-04-04 02:44 pm UTC (link)
Согласен с тобой. И вместе с тем в массовой школе лишают свободы, заменяя ее гипотетическим развитием ее степени "когда-нибудь, когда повзрослеете". Я не уверен, что возможно таким образом воспитать свободного человека, а степени свободы здесь иллюзорны.
А отсутствие аттестата... В принципе, есть ведь экстернаты и ряд других маневров, позволяющих обойти систему.

(Reply to this) (Parent)


[info]_lus_
2009-04-04 11:11 am UTC (link)
Я точно так же отношусь к оцениванию. И проблем нет с выпрашиванием оценок, и с деланием заданий на уроке, и обид никаких: на двери висит что сдвать, когда, и что делать. елси не сдал.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]logpoint
2009-04-04 07:39 pm UTC (link)
Так и представляется :) Что делать: перечень заданий; когда сдавать: перечень дат; что делать, если не сдал: РАДОВАТЬСЯ! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]guan_shi_in
2009-04-04 11:11 am UTC (link)
вот что-то мне подсказывает, что ребенка в гимназический класс отдавать не стоит - здоровее будет *) несмотря на усиленную агитацию в школе этих классов *))

(Reply to this) (Thread)


[info]logpoint
2009-04-04 11:16 am UTC (link)
Если в школе как аппарате насилия за что-то усиленно агитируют - по-моему, это вполне себе знак :)

(Reply to this) (Parent)


[info]kozhurina
2009-04-04 12:25 pm UTC (link)
Мне довелось послушать интересную Диану Борисовну Богоявленскую, она всю жизнь одаренностью занимается. И вот столько всего про диагностику О рассказала, а самая суть очень простая: если ученик берется за те задания, которые "не обязательно" и "не на оценку" (даже "не на проверку")...

(Reply to this) (Thread)


[info]logpoint
2009-04-04 01:07 pm UTC (link)
Да, я тут общался не так давно с Савенковым Александром Ильичом, доктором психологии и педагогики, он говорил практически то же самое, связывая одаренность в первую очередь с мотивацией содержанием задания.

(Reply to this) (Parent)


[info]logpoint
2009-04-04 01:36 pm UTC (link)
Хотя если быть точным, он говорил о трех компонентах: мотивации, способностях и креативности. И говорил, что ребенка считают одаренным, если присутствует хотя бы один компонент.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kozhurina
2009-04-04 02:17 pm UTC (link)
э-э, да вы, батенька, ученый! Однако что это за классификация, если тут же спросят: а где воля? Или так: разве креативность не есть мотивирующее начало, или что-нибудь наоборот можно сказать. "Топи да болота". А вот чистое ваше наблюдение безусловно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]logpoint
2009-04-04 02:47 pm UTC (link)
Это как раз он ученый :) Впрочем, когда я начал ему рассказывать о том, что в принципе оказалось возможно разбудить способности у всех учеников в начальной школе, и привел подробности, связанные именно с мотивацией содержанием предметов, он поскучнел как-то... Не вписалось, наверное, в картину "поиска одаренных" :)

(Reply to this) (Parent)


[info]samavara
2009-04-04 03:19 pm UTC (link)
Гимназисты, похоже, так загружены, что им просто жить уже некогда... И это очень плохо, дети должны оставаться детьми.

(Reply to this) (Thread)


[info]logpoint
2009-04-04 07:03 pm UTC (link)
Парадоксально, но в условиях этой тотальной загрузки дети, тем не менее, недогружены реальной, осмысленной _для_них_ работой.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]samavara
2009-04-05 04:24 pm UTC (link)
Совершенно верно, согласна с этим! Мне вообще кажется, что большая часть предметов, которыми их загружают - просто забивание мозгов.

(Reply to this) (Parent)


(23 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…